Рубрики
Новости, События Петропавловск-Камчатский

В Южно-Камчатском заказнике медведица «усыновила» осиротевшего медвежонка

Исключительно редкое явление в социальном поведении медведей наблюдают сотрудники Кроноцкого заповедника на берегу Курильского озера.

Медведица с двумя медвежатами приняла в свою семью чужого детёныша. Причина, по которой медвежонок остался без матери, неизвестна.

В настоящее время поведение медведей, обитающих в Южно-Камчатском федеральном заказнике, изучают зоологи. Длительное время они наблюдали за медведицей Аглаей и двумя её детёнышами-сеголетками (первого года жизни). 30 и 31 августа в их компании был впервые замечен чужой медвежонок-лончак (второго года жизни). Как рассказали исследователи, детёныш упорно следовал за семьёй, устраивался вместе с ними на отдых, кормился рыбой, пойманной самкой, играл с малышами. Медведица достаточно терпимо относилась к присутствию сироты. После первых встреч необычная семья медведей была отмечена вновь только накануне. Приёмыш стал полноправным членом семьи. Однако при этом пропал один из родных медвежат Аглаи.

«В сентябре этого года на Курильском озере регистрируется большое количество одиноких медвежат – как сеголеток, так и лончаков. Причём многие сеголетки значительно отстают в развитии. Вероятно это связано с недостатком зашедшей на нерест рыбы. В реках бассейна озера нерка нерестится неравномерно и в разные сроки.

В июле и начале августа успешность добычи рыбы медведям осложнил затяжной паводок, – животным было трудно ловить лосося на большой глубине. К середине августа уровень воды стабилизировался, но количества вновь зашедшей рыбы оказалось недостаточно для всех медведей: лучшие кормовые участки удерживаются доминантными особями.

В поисках пищи голодные медведи, включая самок, которых сопровождают медвежата, стали широко перемещаться, и в том числе совершать далёкие заплывы в озеро в поисках мёртвой отнерестившейся рыбы. В таких условиях медведица, озабоченная в первую очередь собственным пропитанием, вынуждена надолго оставлять детёнышей на берегу на значительном расстоянии, что может привести к разделению семьи. Такие медвежата нередко становятся жертвами самцов-каннибалов», – сообщил Сергей Колчин, научный сотрудник лаборатории экологии животных Института водных и экологических проблем ДВО РАН.

В Южно-Камчатском федеральном заказнике это второй зарегистрированный случай «усыновления» чужого медвежонка. Летом 2009 года рядом с медведицей и двумя её лончаками, за которыми наблюдали сотрудники заповедника, появился осиротевший медвежонок-сеголеток. Сначала семья не подпускала его близко, но однажды после кормления старший медвежонок стал играть с малышом, и, вероятно, передал ему свой запах и запах материнского молока. Позже медведица приняла детёныша и начала кормить всех троих медвежат.

Как отмечают специалисты, в дикой природе попытки сирот сблизиться с выводками нередки, но самки обычно агрессивно отгоняют чужих медвежат. В отличие от Южно-Камчатского федерального заказника, в Кроноцком заповеднике за всю историю наблюдений случаев, когда медвежьи семьи брали под опеку осиротевших детёнышей, не зарегистрировано.

Дополнительная информация:

Курильское озеро — самое большое нерестилище нерки в Азии. Обилие лососей и строгий заповедный режим Южно-Камчатского федерального заказника сделали это место настоящим медвежьим раем. С берега или смотровых площадок во время массового нереста нерки можно увидеть сразу 20–30 животных. Возможность наблюдать за жизнью медведей в их естественной среде привлекает сюда людей со всего мира. Ежегодно этот уголок дикой природы посещают несколько тысяч туристов.

Источник: ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» www.kronoki.ru

Фото: Лиана Варавская, Сергей Колчин

В Южно-Камчатском заказнике медведица «усыновила» осиротевшего медвежонкаВ Южно-Камчатском заказнике медведица «усыновила» осиротевшего медвежонкаВ Южно-Камчатском заказнике медведица «усыновила» осиротевшего медвежонкаВ Южно-Камчатском заказнике медведица «усыновила» осиротевшего медвежонка

Loading

Добавить комментарий